Распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний и методы, направленные на повышение уровня профилактики

Ни для кого не секрет, что в наше время ритм жизни молодежи в мегаполисе постоянно растет. В связи с этим в погоне за освоением очередных высоких технологий и другими неотъемлемыми атрибутами современной жизни молодые люди не успевают (а порой и не хотят) подумать о своем здоровье, в частности о здоровье зубов. А ведь не даром еще с древнейших времен и люди, и животные с плохими зубами считались больными. Так что и сейчас остается актуальной простая истина: здоровые и красивые зубы – путь к успеху!

Цель работы: определить уровень распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний среди студентов РУДН, систематизировать полученные данные и выявить тенденции (за период с 1998 по 2005 годы). Задачи работы: наглядно показать (при помощи графиков и фотографий обследуемых) уровень гигиены и структуру стоматологической заболеваемости в обследуемой группе; а также привлечь внимание студентов к необходимости профилактики и своевременного лечения стоматологических заболеваний.

Правильной оценке показателей стоматологической заболеваемости и потребности населения в стоматологической помощи способствуют регулярные эпидемиологические обследования ключевых возрастных групп населения. Осмотр минимального количества лиц позволяет достоверно определять интенсивность поражения и группы риска, структуру стоматологических служб, потребность в проведении профилактики и лечения. Этот метод обследования, предложенный Всемирной организацией здравоохранения, подходит для всех регионов и позволяет планировать мероприятия по профилактике и лечению независимо от уровня стоматологической заболеваемости, имеющихся ресурсов в здравоохранении. При этом остается действенным принцип обследования ключевых (индексных) возрастных групп и стандартных выборок в каждой местности.

Ключевые (индексные) возрастные группы: 6, 12, 15, 35-44, 65 лет и старше.

Данное исследование проводилось в нестандартной возрастной группе: 17-30 лет.

 С 1998 по 2005 годы на кафедре общей стоматологии проводилось обследование студентов РУДН. Клинические базы: стоматологическое отделение поликлиники дорожной больницы им. Семашко и отделенческая поликлиника Москва-Курская МЖД. Основной метод – профилактический осмотр полости рта (визуальный и инструментальный). Осмотры проводили: студенты 5 курса стоматологического отделения, интерны, ординаторы и преподаватели кафедры. Для этого использовались стоматологические зеркала и зонды, пинцеты, лотки, а также интраоральная камера. Было осмотрено 100 студентов медицинского факультета, что составляет примерно 20 % от их общего числа. Многие из тех, кто проходили занятия на кафедре отказались от профилактического осмотра. Возможно, это связано с определенными комплексами по поводу состояния полости рта или нежеланием принимать какие-либо меры. 

 

Распространенность кариеса зубов – это отношение количества лиц, имеющих хотя бы один из признаков проявления кариеса зубов (кариозные, пломбированные или удаленные зубы), к общему числу обследованных, выраженное в процентах. Пример: в группе обследованных из 100 человек у 60 выявлены кариозные, пломбированные или удаленные зубы. Расчет распространенности: 60/100х100%=60%. В 1998 году этот показатель в обследуемой группе составил 87%, а в 2005 – 92%, что соответствует высокому уровню распространенности кариеса (81-100%) по данным ВОЗ.

Интенсивность кариеса зубов – это сумма клинических признаков кариозного поражения (кариозных, пломбированных и удаленных зубов), рассчитанная индивидуально для одного или группы обследованных. Для оценки интенсивности кариеса постоянных зубов используют индексы:

Индекс КПУ (з) – сумма кариозных («К»), пломбированных («П») и удаленных («У») зубов у одного обследованного.

Индекс КПУ (п) – сумма поверхностей зубов с диагностированным кариесом и пломбированных у одного человека. Если зуб удален, то в этом индексе считают его за 4 или 5 поверхностей, в зависимости от групповой принадлежности.

Средняя величина индексов КПУ (з) и КПУ (п) в группе обследованных. Для подсчета этого показателя определяют величину индекса КПУ (з) или КПУ (п) у каждого обследованного, складывают все значения и полученную сумму делят на количество человек в группе обследованных. Пример расчета: при обследовании группы из 5 человек сумма индивидуальных значений индекса КПУ=17. КПУ ср.=17/5=3,4.

В нашем случае в 1998 году КПУ ср.=5, а в 2005 – КПУ ср.=6,5.

Оценить уровень интенсивности по шкале ВОЗ в данном случае не представляется возможным, т.к. существуют показатели только для ключевых групп (12 лет и 35-44 года). Но, скорее всего, такие показатели интенсивности можно отнести к высокому уровню.

Оценка гигиенического состояния полости рта.

Индекс гигиены полости рта Грин-Вермиллиона (ИГР-У, OHIS).

Индекс позволяет раздельно оценить количество зубного налета и зубного камня.

Для определения индекса обследуют 6 зубов: 16, 11, 26, 31 – вестибулярные поверхности, 36, 46 – язычные поверхности. Оценка зубного налета проводится визуально или с помощью окрашивающих растворов (Шиллера-Писарева, фуксина, эритрозина). Определение над- и поддесневого зубного камня проводят с помощью стоматологического зонда. Коды от 0 до 3. Формула для расчета:

ИГР-У=(сумма значений налета/количество поверхностей)+(сумма значений камня/количество поверхностей)

Интерпретация индекса:

Суммарное значение ИГР-У

Уровень гигиены

0,0-1,2

Хороший

1,3-3,0

удовлетворительный

3,1-6,0

Плохой

 

В 1998 году средние показатели этого индекса составили 3,5; а в 2005 – 4,9.

Индекс эффективности гигиены полости рта (PHP) (Podshadley, Haley, 1968).

Для количественной оценки зубного налета окрашивают 6 зубов: 16, 26, 11, 31 – вестибулярные поверхности; 36 , 46 – язычные поверхности. Поверхность каждого зуба условно делится на 5 участков. Коды и критерии: 0 – отсутствие окрашивания, 1 – выявлено окрашивание. Формула расчета:

PHP=сумма кодов всех зубов/количество обследованных зубов

Интерпретация индекса:

Значения индекса

Уровень гигиены

0

Отличный

0,1-0,6

Хороший

0,7-1,6

Удовлетворительный

более 1,7

Неудовлетворительный

В 1998 году средние показатели этого индекса составили 1,3; а в 2005 – 1,9.

Результаты проделанной работы показали, что в период с 1998 по 2005 годы среди студентов РУДН снизился уровень гигиены полости рта и возросли показатели распространенности и интенсивности кариеса. Среди возможных причин нужно рассматривать не только эколого-экономическую ситуацию, но и недостаток просветительской работы со студентами. Очевидна необходимость создания новых программ профилактики стоматологических заболеваний. В частности, для решения данной проблемы возможно использование современных PR-технологий. Для возрастной группы, в которой проводилось обследование (студенты) необходима разработка особенных методов профилактической работы (с учетом менталитета и жизненных приоритетов современной молодежи).

А этот собирательный образ можно назвать «Дети большого города». Заранее просим прощения у тех, кого это может обидеть. Но, к сожалению, это не просто юмористическая картинка – это реальное отражение (пусть и немного утрированное) сложившейся ситуации. Продажи суперсовременной дорогостоящей техники и электроники постоянно растут, а вот обращаемость молодежи за стоматологической помощью если не уменьшается, то уж точно и не увеличивается (хотя потребность в ней постоянно растет). 

PR (public relations) – установление отношений компаний с общественностью при помощи СМИ. Программы связей с общественностью (PR) в широком смысле охватывают коммуникации не рекламного характера с потенциальными и существующими покупателями компании, держателями ее акций и с обществом в целом. Во многих областях бизнеса, особенно в консалтинге, финансовых услугах и здравоохранении целью программ связей с общественностью является обучение сотрудников компаний таким образом, чтобы они могли давать интервью средствам массовой информации в качестве экспертов. Эти люди обеспечивают узнавание компании и сферы ее деятельности широкими массами. Если говорить более узко, то цель программ связей с общественностью в том, чтобы размещать статьи о компании в печатных изданиях и других СМИ. Таким образом можно представить компанию, ее продукты и сотрудников в позитивном свете. К услугам по связям с общественностью относят также написание речей и пресс-релизов. Другим ключевым аспектом является консультирование руководящего персонала с целью помочь им в общении с репортерами. Хорошие программы связей с общественностью могут быть более влиятельными, чем реклама. Люди знают, что реклама появляется специально, чтобы продать товар или услуги. Но рассказ о хороших сторонах компании, ее людях, выпускаемых ею продуктах или предоставляемых услугах рассматривается, в общем, как факт и повышает доверие общества несравненно лучше, чем реклама. В области здравоохранения при создании программ связей с общественностью необходимо использовать и негативную информацию (например, какие последствия и осложнения возможны при отсутствии профилактики и лечения стоматологических заболеваний). При помощи PR-технологий удается в огромных количествах продавать молодежи спиртные напитки, сигареты и другие товары сомнительного качества. Так что совершенно очевидна необходимость постепенно заменять эту информацию информацией о здоровом образе жизни (в частности, об обязательной санации полости рта). Также состоявшиеся и будущие врачи должны служить для людей личным примером, а не наоборот (как показывают результаты нашего исследования). Представьте, например, что врач кардиолог рассказывает о вреде курения, не выпуская сигарету изо рта. А теперь представьте беззубого стоматолога… Впечатление на пациентов будет примерно одинаково – вряд ли к таким специалистам будут записываться в очередь.

В свою очередь кафедра общей стоматологии призывает всех студентов РУДН к своевременному лечению и профилактике стоматологических заболеваний, а также к правильной гигиене полости рта.

 

Помните, что здоровая и красивая улыбка – путь к личному и профессиональному успеху!